«Доула» (греч.) – «рабыня». По факту – «духовная акушерка». В России все доулы – женщины, в мире – есть и мужчины-доулы. Есть международные ассоциации и отделения в крупных городах (мира), где и ведётся их подготовка. Доула может быть психологом, медсестрой, даже инструктором по йоге в прошлом. Обычно эти женщины после своих травматичных или, напротив, лёгких родов обучаются на курсах быть эмоциональными и организационными помощниками других женщин во время беременности, в родах и после них. Они не принимают роды, не ставят диагнозы, не делают никаких процедур.
Как принято понимать, доула поддерживает и помогает в применении методов естественного обезболивания (которым, вероятно, научила женщину во время беременности): массаж, релаксация, правильные движения, диафрагмальное дыхание. На родах могут присутствовать и муж, и тогда доула будет поддерживать и его тоже. Это как свидетельница на свадьбе: на подхвате и всегда говорит, что невеста – красавица. Доула сделает массаж, будет дышать вместе с роженицей, принесёт воды, позовёт врача, если надо. Хорошей доулой для роженицы бывает собственно её супруг. Но, как мы понимаем, пока что и партнерские роды - редкость.
Кажется, работа доул помогает женщинам. Есть исследования, подтверждающие, что медицинское вмешательство реже в случаях с родами, где были такие помощницы, Апгар выше, проблем с лактацией меньше.
Доуле нельзя выбирать роддом или врача, «защищать» женщину от медицинского персонала, конфликтовать. И какие бы у неё ни были принципы – скорее всего «естественное родительство», естественные роды, А естественное вскармливание, она не должна давить на роженицу и пенять ей, если что-то пошло не так – ведь случается всякое.
Доула сначала помогает женщине дома, когда схватки только начинаются, едет с ней в роддом, там помогает во всём, после может приходить помогать с лактацией и восстановлением.
В РФ женщина может рожать бесплатно по ОМС с мужем или родственником, если в роддоме есть отдельный родовой бокс, если роды не оперативные, если есть справки о состоянии здоровья, сданы анализы. Но доула – не родственница. Поэтому на практике всё зависит от главврача, который может «поверить» в родственные связи и дать разрешение. Но договариваться надо не на месте, а заранее. Некоторые врачи относятся к такой помощи как к блажи и глупости, другие – дают добро, чтобы роженице было комфортней, и она не воспринимала происходящее как медицинские манипуляции, а как естественный процесс. Тренд на естественность всё же работает. По крайней мере, в крупных городах.
Профессиональные доулы видят ущемление прав матерей-одиночек или сирот, которым некому помочь в родах (кроме врачей). И хотят, чтобы в законе была поправка о партнёрских родах с не родственником.
Контракт с доулой заключают на любом сроке. Главное, чтобы эта женщина вызывала доверие. Нужно обсудить с ней желаемый сценарий родов, методы обезболивания и прочее. Некоторым такая помощь действительно необходима.